На этой странице размещена  полезная информация собранная нашим клубом из всевозможных источников.

 

Техинформ: Просто полезная информация из жизни техники. Чем питается автомобиль -  Советы автомобилисту по эксплуатации автомобиля .

     -     Зверь & автомобиль!

Основной сайт находится по адресу  www.gpmar.ru 

 Техинформ.     

     Важнейшим и необходимым составляющим любого автомобиля, является то, чем он питается  - это топливо и масло.

     Вечный вопрос - какое топливо или масло лучше? И наверное, единственно правильный ответ - то, что указано в инструкции по эксплуатации вашего двигателя или автомобиля.

     Однако не все так просто. Уже длительное время на автомобильном рынке конкурируют два типа двигателя - бензиновый и дизельный, которые предъявляют совершенно разные требования к топливу и маслам. Внутри "бензиновых" и "дизельных" групп так же существуют различия в требованиях к качеству топлива

     Об этом мы и поговорим, и поможет нам разобраться в этом вопросе - главный технолог одного из крупнейших Нефтеперерабатыающих заводов нашей страны, член нашего клуба,  Ю. Морошкин.  Первая статья этого цикла, будет посвящена бензину и бензиновым двигателям.

 

Бензин - "святой дух" мотора.

Автомобильные бензины   Бензины - предназначены для применения в поршневых двигателях внутреннего сгорания с принудительным воспламенением смеси (от искры). В зависимости от назначения, их разделяют на автомобильные и авиационные.  Несмотря на различия в условиях применения, автомобильные и авиационные бензины характеризуются в основном общими показателями качества, определяющими их физико-химические и эксплуатационные свойства. 

     Современные автомобильные и авиационные бензины должны удовлетворять ряду требований, обеспечивающих экономичную и надежную работу двигателя, и требованиям эксплуатации:  иметь хорошую испаряемость, позволяющую получить однородную топливовоздушную смесь оптимального состава при любых температурах; иметь групповой углеводородный состав, обеспечивающий устойчивыей бездетонационный процесс сгорания на всех режимах работы двигателя; не изменять своего состава и свойства при длительном хранении и не оказывать вредного влияния на детали топливной системы, топливные баки, резинотехнические изделия и др. В последние годы на первый план выдвигаются экологические свойства топлива. 

Состав бензинов. Бензин-представляет собой смесь углеводородов, состоящих в основном из парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов с длиной молекулы углеводорода от С-4 до С-10. Так же в состав бензина могут входить примеси; сера, азот и кислородсодержащие соединения. Бензин-это самая легкая фракция из жидких фракций нефти. От фракционного состава бензина зависят легкость и надежность пуска двигателя, полнота сгорания, длительность прогрева, приемистость автомобиля и интенсивность износа деталей двигателя. Фракционный состав бензинов нормируется техническими условиями на продукцию.

Легкие фракции бензина характеризуют характеризуют пусковые свойства топлива - чем ниже температура выкипания топлива, тем лучше пусковые свойства.  Для запуска холодного двигателя необходимо, чтобы 10% бензина выкипало при температуре не выше 55 градусов (зимний сорт) и 70 градусов (летний) по Цельсию.  Зимние сорта бензина имеют более легкий (чем летние) фракционный состав.  Легкие фракции нужны на период пуска и прогрева двигателя.

      Основная часть топлива называется рабочей фракцией. От ее испоряемости зависит:  образование горючей смеси при разных режимах работы двигателя,  продолжительность прогрева (перевода с холостого хода под нагрузку),  приемистость (возможность быстро увеличить мощность на валу двигателя).  Содержание рабочей фракции должно совпадать с 50% отгона. Минимальный интервал температур от 90% до конца кипения,  улучшает качество топлива и снижает его склонность к конденсации, что повышает экономичность и уменьшает износ деталей двигателя.  Повышение процентов пусковых фракций,  приводит к образованию паровых пробок в системе питания горячего двигателя.  Особенно негативно это сказывается на работе двигателя в жаркий период года.  По испаряемости, бензины делятся на классы, что определяет их использование по климатическим зонам.

      Топливо имеет достаточно сложный химический состав и в процессе его производства контролируется множество его параметров. Рассмотрим наиболее важные из них. У бензинов - это антидетонационная стойкость, фракционный состав и химическая стабильность.

Детонация - процесс самопроизвольного возгорания топливовоздушной смеси от волны сжатия. В бензиновых двигателях  топливо поджигает свеча , в нужном месте и в нужное время. При этом фронт пламени создает волну давления, которая попадая в камеру сгорания, многократно отражается и усиливается - навстречу фронту пламени устремляется волна детонации, со скоростью до 2500м/сек. возникают звуки так называемый "стук пальцев",  При этом возникают ударные нагрузки, разрушающие двигатель.  Причем детонация может возникать как на богатой, так и на бедной смеси (богатая смесь - при увеличении нагрузки, например на стадии разгона, бедная смесь - при резком снижении нагрузки, например, при движении под уклон на спуске). Чем выше степень сжатия  в двигателе , тем более высокие требования к детонационной стойкости топлива, на котором он работает. 

       В основу маркировки бензинов положена октановая характеристика. Октановое число - характеризует стойкость бензина к детонации по специальной шкале в которой, 0 - соответствует детонационной стойкости нормального гептана, а 100 - соответствует детонационной стойкости изооктана.  Например, бензин марки АИ-95, где "А"- означает. что бензин автомобилтный, "И"- октаноное число определено по исследовательскому методу, а цифры, указывают на нормируемое минимальное значение октанового числа.  При этом, значение 95 - характеризует бензин по детанационной устойчивости соответствующим детанационной устойчивости эталовой смеси, состоящей из 95% изооктана и 5% нормального гептана.

      Определяется октановое число следующим способом:  бензин в специальной испыпательной установке сравнивается по устойчивости к детонации с контрольной смесью, октановое число которой определено по эталонной смеси изооктана и н-гептана. Если при этом устойчивость к детонации испытуемого топлива соответствует устойчивости контрольного топлива, то считается, что и октановое число испытуемого бензина соответствует октановому числу контрольного топлива.

      Октановое число проверяется дважды - исследовательским и моторным методами, которые различаются условиями проведения испытания.  Результат полученный первым способом, несколько выше чем вторым.  Разницу в показаниях называют "чувствительность ю" бензина.  Исследовательский метод, более точно отражает антидетонационные свойства бензина при движении автомобиля в городских условиях и неполной нагрузке.

Фракционный состав  - указывает на способность бензина  к испарению для образования рабочей смеси при пуске двигателя и его работе на различных режимах. Чем ниже температура, при которой выкипает 10% бензина, тем легче будет пустить на нем холодный двигатель. Превышение процентов пусковых фракций - приведет к образованию паровых пробок в системе питания горячего двигателя.

      Температура выкипания 50% бензина характеризует испаряемость его средних фракций, влияющих на время прогрева, устойчивость  работы и приемистость двигателя. Чем выше температура конца кипения. тем больше возможность попадания в цилиндры двигателя бензина в неиспарившемся виде, что приведет к смыву масла со стенок цилиндров и его разжигания в картере двигателя.

Химическая стабильность - это свойство бензина не менять свои характеристики при хранении и перевозке. Один из факторов. влияющих на химическую стабильность топлива - концентрация фактических смол. Ее превышение ведет к смоло- и нагарообразованию в двигателе и соответственно его повышенному износу.

      Не менее важны такие показатели как содержание серы , кислотность, содержание водорастворимых кислот, щелочей, воды и механических примесей.

      Превышение допустимого содержания серы и свинца, приводит к преждевременному выходу из строя каталитических нейтрализаторов отработанных газов, а повышенная плотность, может отрицательно повлиять на работу форсунок инжекторного двигателя.  Ассортимент и качество автомобильных бензинов.Основная масса автомобильных бензинов в России вырабатывается по Гост 2084-77,   Гост Р51105-97 и по Ту 38.001165-97. В зависимости от октанового числа, Гост 2084-77, предусматривает пять марок бензинов: А-72,  А-76,  АИ-91,  АИ-93, АИ-95.  Для первых двух марок, цифры указывают октановое число, определенное моторным методом, для последних - исследовательским.

      Наиболее востребован  бензин А-92, который является на сегоднишний день, основным  питанием автомобильного парка страны.   Производители же современной автотехники  импортной и отечественной, предписывают использование бензина  АИ 95, спрос на который быстро растет. Однако остаются еще и потребители низкооктанового бензина А-76 (АИ-80), в основном это старая автотракторная техника и раритеты.

      Бензины,  А-76 (АИ-80), АИ-95 и АИ-98  по действующему законодательству  не допускается вырабатывать с использованием этиловой жидкости (ТЭС).

      В настоящее время многие нефтяные компании выпускают автомобильные бензины по собственным стандартам, например "Нормаль-80", "Регуляр-91", "Премиум-95" и "Супер -98". При разработке стандартов действует обязательное правило - топливо должно соответствовать техническому регламенту. Бензины - "Премиум-95" и "Супер-98", полностью отвечают этим требованиям и предназначены в основном, для двигателей современных отечественных и зарубежных автомобилей.

      В Европейском Союзе, США и других развитых странах, приняты жесткие нормы по токсичности ОГ автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, регламентирующими содержание; окиси углерода (СО), двуокиси серы, оксидов азота и углеводородов, на содержание которых,  прежде всего, влияют - конструкция двигателя и качество применяемого топлива.       С 2005 года в ЕС, действуют нормы токсичности Евро-4, что означает, что автомобили производимые в странах ЕС, должны соответствовать этим нормам, соответственны требованияи в части применения топлива, экологические показатели которого, так же регламентируются.

      По этому же пути, с некоторым опазданием, двигается и Россия. Так с 2005 года, в РФ начат выпуск автомобилей соответствующих нормам Евро-2, и бензинов, соответствующих норме Евро-2.  (Гост Р51105-97 и Гост Р51866-2002). Работа по совершенствованию качества топлива ведется в соответствии с техническим регламентом  "О требованиях к бензиновым, дизельным и другим ГСМ", который имеет статус закона РФ.  В соответствии с этим документом, предписывается поэтапный процесс перехода на менее экологически вредные марки топлив, отказ от низкооктановых марок и выполнение других требований, направленных на улучшение экологической обстановки на дорогах.

      Помимо выполнения экологических требований, стало необходимо постоянно наращивать выпуск бензинов с ОЧН - 92, 95 и выше, спрос на которые непрерывно растет.

      Очевидно, что при таком разнообразии топлив и требований к ним, необходимо строгое соблюдение всех норм и правил, как в период производства топлива так и при его реализации. Для этого крупные нефтяные компании, заботясь о покупателе и собственном имидже, организуют сквозной лабораторный контроль продукции - от производителя до продавца.       Естественно, что все это, непосредственно влияет на цену топлива и наш кошелек...

 

 

Новости

07 января 2011

Гигантомания

    Как замечательно, что в мире существует огромное разнообразие автомобилей всех форм и размеров. Кажд…

09 января 2011

Самые безопасные

    Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA)  США,  весь год разбивала автом…

13 января 2011

60 летний путь "Крейсера"

     Компания Toyota отмечает 60 летний Юбилей своего бренда "Land Cruiser". За истекшие 60 лет Land Cruiser прошел путь …

01 февраля 2011

Строим внедорожник

Уважаемые посетители нашего сайта!    Мы сообщаем Вам, что идя на встречу пожеланиям пришедшим на почту н…

13 марта 2011

Премьера нового Jeep Grand Cherokee SRT8

     Премьера нового Jeep Grand Cherokee SRT8  2011 модельного года ожидается весной.      Автомобили Jeep Grand…

15 марта 2011

"Тигр" В.Жириновского.

     С момента создания на ГАЗе многоцелевого военного внедорожника ГАЗ 2330 "Тигр", его популярность из …

22 марта 2011

Строим "Летающую тарелку"

     Уважаемые члены клуба и гости, идя на встречу Вашим пожеланиям мы приняли решение опубликовать ма…

09 апреля 2011

Cамый большой

     Самым большим современным легковым автомобилем является внедорожник  KNIGHT XV от канадской компа…

21 ноября 2011

Новинка от "Audi"

     В семействе автомобилей Audi A1 появилась пятидверная версия Sportback, созданный специально для молодой…

Создать бесплатный сайт с uCoz