Внедорожник в ХХI веке. 

     На рубеже двух столетий практически все ведущие автомобильные гиганты обзавелись собственными автомобилями повышенной проходимости. Более того, каждый из них предлагает покупателю не одну, а сразу несколько их моделей, различающихся по цене, назначению и характеристикам.

     Но гораздо важнее другое: внедорожники вместо некоего монолитного конгломерата потихоньку образовали несколько разных рыночных ниш. Каждая из таких ниш расчитана на своего покупателя со своими представлениями об автомобилях повышенной проходимости и со своими требованиями к ним. Попытаемся понять по каким направлениям разъехались внедорожники ХХI века.

 

Военное начало. 

     Вряд ли кому-нибудь надо доказывать,что легковые внедорожники появились на свет в качестве военных автомобилей, которые лишь с течением времени, образно говоря, сумели выйти в отставку, став интересными и для значительного числа обычных покупателей. С тех пор много воды утекло, и подавляющая часть современных внедорожников никак не ассоциируются с армейскими машинами. Они изначально разрабатывались для гражданских нужд и, поэтому, конструктивно не имеют ничего общего с утилитарными "вояками", несущими службу в любой армии мира. Но все же на рынке до сих пор присутствуют несколько моделей, которым удалось сохранить в своей конструкции настоящую военную выправку. И, несмотря на полный набор атрибутов обычного гражданского внедорожника, в таких автомобилях явно угадывается их армейское начало. 

     В Соединенных Штатах долгие годы главным "воякой" считался Jeep M38, гражданский вариант Jeep Wrangler, своими корнями уходящий к всемирно известному Willys MB. В его дизайне до сих пор сохранены мотивы знаменитого "предка". Да и в конструкции тоже: у автомобиля лонжеронная рама, вынесенные вперед капота передние колеса, открытый верх и барабанные задние тормоза. Первоначально даже подвеска была рессорной, но в ходе модернизации 1997 года ее заменили пружинной, что положительно сказалось на плавность хода.  

     В конце прошлого века армейские легковые автомобили и внешне, и конструктивно шагнули далеко вперед и стали мало походить на простеньких внедорожников времен Второй Мировой. Поэтому, с течением времени, покупателями во всем мире Wrangler стал восприниматься не как отставной бравый военный. а как пляжный джип с колоритной внешностью репликара, пригодный разве что для досужих развлечений на природе. Место главного "вояки" теперь занял другой, не менее колоритный, но более современный внедорожник, состоящий сегодня на вооружении армии США и ее союзников. Это Hummer, который начал поступать в войска в 1985 году, о нем мы подробно уже писали выше. Гражданским покупателям эту машину предложили в 1992 году, и стех пор она пользуется большим успехом, благодаря милитаристскому дизайну и высочайшей проходимостью.Заказчиков не смущает грубоватая сборка и малоудобный салон, значительная часть которого занята кожухом трансмиссии. Благодаря тому, что конструкторы подняли узлы и агрегаты трансмиссии до уровня сидений, а также применили колесные редукторы, внедорожник получил просто гигантский дорожный просвет, составляющий 406 мм. Уникальные внедорожные характеристики также достигнуты благодаря мощному 6.5-литровому дизелю (393 или 583 л.с. в зависимости от модификации), блокируемому межосевому дифференциалу, противобуксовочной системе ТТ4, полностью независимой подвеске с большими ходами и системе централизованной подкачки шин, устанавливаемой по заказу. 

     В Европе также есть два внедорожника, имеющие за плечами опыт "военной службы". Один из них - английский Lend Rover Defender. Его серийное производство началось в 1948 году и с тех пор машина принципиально не изменилась, хотя ее дизайн и конструкция со временем совершенствовалась. Но совершенствовалась постепенно, поэтому к настоящему времени Defender сохранил общий характерный облик, а также конструктивные особенности: алюминиевый кузов, прямое лобовое стекло, зависимую подвеску и неразрезные мосты. Интеръер салона, конечно, подвергся улучшению, но общая простота его оформления у базовых модефикаций сохранилась. Сейчас внедорожник выпускается в трех основных модификациях, которые различаются, в основном величиной колесной базы. 

     Второй европейский "вояка", как это неудивительно, Mercedes-Benz Gelandewagen. Вот откуда у него прямоугольные формы кузова и серьезные внедорожные способности, необычные для нынешних люксовых внедорожников. Но в отличие от Defender, этому армейцу после смены "мундира" на "деловой костюм" удалось войти в клуб престижных полноприводных автомобилей. Во-первых, за счет нескольких вариантов дорогого и качественного интеръера салона, во-вторых, за счет гаммы современных бензиновых и дизельных силовых агрегатов. Например, его 3.2-литровая V-образная шестерка имеет по три клапана на цилиндр, а ее электроника может менять фазы работы газораспределительного механизма и геометрию впускного коллектора. 

     В России вся модельная гамма внедорожников Ульяновского автозавода так или иначе имеет военные корни. Даже сравнительно новые модели - УАЗ-3160 и Уаз-3162, созданы на основе узлов и агрегатов ходовой части знаменитого 469-го "козлика". Поэтому обе машины обладают великолепной проходимостью. Впрочем, со временем в их конструкции все больше применение находят новые комплектующие, среди которых выделяются мосты типа "спайсер" с неразъемным картером. специально разработанная для шестидесятого семейства "раздатка" с пониженным уровнем шумности, которая управляется одним рычагом, а также гидроусилитель руля, входящий в стандартную комплектацию. 

Новая редакция статьи на  www.gpmar.ru 

Современная классика.

     Значительную часть внедорожников, выпускаемых сегодня. можно отнести к классическим образцам автомобилей повышенной проходимости, концепция которых сформировалась в течении последних трех десятилетий. В чем же состоит эта концепция? Есть несколько характерных особенностей, позволяющих отнести тот или иной внедорожник именно к классике. В первую очередь, это лонжеронная рама. Конечно, несущий кузов легче, но не будем забывать, что на американском континенте до последнего времени почти все полноприводные пассажирские автомобили выпускались также и в варианте пикапа, причем именно на пикап, как правило, приходилась наибольшая доля продаж. А ведь только благодаря раме можно унифицировать грузовую и пассажирскую версии автомобиля! Кроме того, рама позволяет без особых проблем навешивать на внедорожник тяжелое дополнительное оборудование, например - лебедку, и допускает использование машины в качестве тягача тяжелых прицепов. Ее довольно просто усилить и несложно восстанавливать при деформации. Одним словом, рама упрощает применение внедорожников в экстремальных условиях бездорожья. поэтому она долгое время считалась обязательным атрибутом подобных автомобилей.

     Еще одна отличительная особенность классического внедорожника-размер. Обычно длина такой машины лежит в пределах 4.3-5.0 м. Она позволяет разместить в кузове три ряда сидений или превратить заднюю часть во вместительный грузовой отсек, для чего сидения второго и третьего рядов делают, как правило. складными. Грузопассажирскому назначению соответствует и тип кузова. Почти стопроцентно это пятидверный универсал с довольно высоким потолком. Тентованные или трехдверные кузова у большинства современных внедорожников просто отсутствуют, а у меньшинства присутствуют как отдельные модификации базовых моделей. 

     Трансмиссия классических полноприводных автомобилей во многом однотипна: двухступенчатая раздатка с принудительным подключением одного из мостов и механические устройства блокировки межосевого и межколесных дифференциалов. В подвеске часто применяют рессоры или торсионы. Впрочем, в качестве опций нередко предлагаются и системы автоматической блокировки дифференциалов, а также пневмоподвеска.

     Конечно, соаременный классический автомобиль повышенной проходимости обладает комфортом салона как минимум на уровне легковушки среднего класса. Хотя конструкторы по традиции отдают приоритет не комфортабельности или динамичности, а внедорожным способностям таких машин. В последнее время. с появлением новых типов полноприводников, стала меняться и "классика", поэтому у многих новых моделей дорожные достоинства сравнялись с внедорожными или, даже, превзошли их, а конструкция постепенно стала насыщаться современными электронными системами. Взять, хотя бы, Mercedes Benz M, у которого роль традиционных межосевого и межколесных дифференциалов выполняет электронная система 4-ETS, в соответствии с показаниями датчиков, распределяющих крутящий момент от двигателя автомобиля между колесами  пропорционально их сцеплению с дорожной поверхностью. Внедорожник буквально под "завязку" набит и другими умными системами: антиблокировочный, курсовой устойчивости, распределения тормозного усилия между колесами разных мостов, экстренного торможения и системой подачи топлива common rail. 

     Один из наиболее ярких представителей классических внедорожников - Land Rover Discovery, тоже не поддался всеобщим"шоссейным" устремлениям. Его модернизированная версия, показанная на автосалоне в Детройте, еще раз подтвердила то, что полноприводные автомобили классической конструкции не собираються капитулировать перед асфальтовыми полноприводниками. Этот автомобиль сохранил и могучую лонжеронную раму, и высокий дорожный просвет, а угол въезда за счет применения нового бампера даже увеличился. Однако Discovery показал направление по которому пошло развитие классических внедорожников: сохраняя высокую проходимость, они будут "обрастать" все новыми "умными" системами, улучшающими их управляемость, комфорт и безопасность на высоких скоростях. Discavery и до модернизации был оснащен множеством таких систем. Но теперь к системам облегчения спуска с гор, устранения кренов, контроля жесткости стабилизаторов поперечной устойчивости, изменения высоты задней подвески и электронного контроля тяги добавилась система облегчающая парковку, а также более мощный двигатель который значительно улучшил его динамические характеристики. 

     Или взять другого, хорошо известного в нашей стране представителя классических автомобилей повышенной проходимости - Mitsubishi Pajero Sport. В его основе , энергоемкая лонжеронная рама, но многие элементы конструкции заставляют говорить об этом внедорожнике словно о спорткаре. Он оснащен адаптивной коробкой, подстраивающейся под манеру вождения владельца, раздаточной коробкой, ступени которой можно переключать доже на скорости 100 км/час, подстраивающейся под нее режим АБС, вентилируемые диски передних тормозов и гибридным самоблокирующимся дифференциалом заднего моста. Да и приземистый, словно прижатый к земле кузов явно указывает на спортивные качества этого автомобиля.Впрочем, несмотря на появление моделей , у которых устойчивость и управляемость на дороге превалируют над высокой проходимостью при движении по бездорожью, вряд ли классическим внедорожникам грозит скорое вырождение, потому что в современном мире еще долгие годы будет огромное число покупателей, при выборе автомобиля прежде всего обращающих внимание на его вездеходные достоинства. Подтверждение тому - появление на рынке новых моделей, создатели которых не стесняются говорить о том, что при конструировании в первую очередь делали упор на повышение проходимости. Например, Nissan X-Terra позиционируется именно как автомобиль, спроектированный  специально для бездорожья, при рекламе новейших Chevrolet Trail Blazer или SsangYong Rexton их внедорожные качества также выносятся на передний план. Классически сконструированы и воспринимаемые в нашей стране на уровне представительских лимузинов Nissan Patrol  и Tayota Land Cruiser. Несмотря на широкое применение современных систем, они сохранили традиционную конструкцию ходовой части и великолепную проходимость. Например, Patrol применены неразрезные мосты и полностью зависимая подвеска, а задний стабилизатор поперечной устойчивости, для увеличения хода колес сделан отключаемым.

 

 Новая редакци статьи на   www.gpmar.ru

Новости

07 января 2011

Гигантомания

    Как замечательно, что в мире существует огромное разнообразие автомобилей всех форм и размеров. Кажд…

09 января 2011

Самые безопасные

    Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA)  США,  весь год разбивала автом…

13 января 2011

60 летний путь "Крейсера"

     Компания Toyota отмечает 60 летний Юбилей своего бренда "Land Cruiser". За истекшие 60 лет Land Cruiser прошел путь …

01 февраля 2011

Строим внедорожник

Уважаемые посетители нашего сайта!    Мы сообщаем Вам, что идя на встречу пожеланиям пришедшим на почту н…

13 марта 2011

Премьера нового Jeep Grand Cherokee SRT8

     Премьера нового Jeep Grand Cherokee SRT8  2011 модельного года ожидается весной.      Автомобили Jeep Grand…

15 марта 2011

"Тигр" В.Жириновского.

     С момента создания на ГАЗе многоцелевого военного внедорожника ГАЗ 2330 "Тигр", его популярность из …

22 марта 2011

Строим "Летающую тарелку"

     Уважаемые члены клуба и гости, идя на встречу Вашим пожеланиям мы приняли решение опубликовать ма…

09 апреля 2011

Cамый большой

     Самым большим современным легковым автомобилем является внедорожник  KNIGHT XV от канадской компа…

21 ноября 2011

Новинка от "Audi"

     В семействе автомобилей Audi A1 появилась пятидверная версия Sportback, созданный специально для молодой…

Создать бесплатный сайт с uCoz