Toyota "Land Cruiser"

Начало пути. 

     История создания модели "Land Cruiser" компания Toyota начала с выпуска первого автомобиля повышенной проходимости получившего название Toyota Jeep BJ в январе 1951 года. Серийное производство этого автомобиля было начато в 1953 году, а в 1954 году он получил свое имя "Land Cruiser"

     А началось все летом 1950 года, начало корейской войны, американские оккупационные власти разместили на автомобильных заводах Японии крупные заказы на производство запчастей к армейским автомобилям, а также  их сборку из поставленных комплектующих из США. До марта 1951 года японцами было поставлено 11920 машин для американской армии.

      В то время. в Японии были чрезвычайно популярны небольшие простые внедорожные машины с чудным названием "джип", которые появились вместе с американскими военными. Джип (Jeep), стал символом внедорожника. Такие машины нужны были для оснащения созданных Национальных сил полицейского резерва Японии. Три крупнейшие фирмы - Toyota, Nissan u Mitsubishi - задумались над созданием легкого армейского внедорожника аналогичного модели М-38, известный у нас как Willys MB, выпускаемый в те годы компонией Willys Overland. 

     Активнее всех проявила себя Toyota, так как еще до войны занималась разработкой подобного автомобиля, но дальше опытных образцов дело не пошло. Взяв за основу М-38, специалисты фирмы оснастили машину уже освоенным мотором: 6 цилиндров, 3399 ку.см. 65 л.с. Выпуск этого двигателя производился с 1935 года для двухтонных грузовиков, а так же легковых моделей АА и АВ. Констукция шасси Toyota BJ аналогична М-38, хотя конструкцию кузова пришлось несколько изменить: перенести вправо руль, несколько удлиннить раму и капот. Дело в том, что японские "шестерки" были существенно длиннее четырехцилиндрового мотора Willys. Сдвинуть же мотор назад не представлялось возможным ибо и так четырем и без того было тесно. 

     Выдвинутый вперед мотор создал дополнительную нагрузку на передние колеса, и руль стал заметно тяжелей. В Toyote BJ были повторены инженерные решения М-38: гипоидные главные передачи, телескопические аммортизаторы и сблокированная с коробкой передач раздатка.Специфика компановки обоих машин заключалась в том, что их карданные валы были смещены вправо, следствие чего и полуоси оказывались разной длины.

     Автомобиль получился довольно удачным, а многие его запчасти подходили к американским М-38. Военные начали размещать периодические заказы на его производство для своих нужд, Дела компании Tayota начали значительно поправляться.

     В аналагичном положении оказались и другие японские автомобильные компании. что дало повод американцам утверждать: "Если бы не война в Корее, не было бы и японской автомобильной промышленности". Это отнюдь не голословное заключение. Дело в том, что в первое десятилетие после войны в Японии работала "Базовая промышленная группа пятого эшелона" (БПГ-5).  Она занималась восстановлением военной техники оккупационных частей. Через эту группу вооруженные силы США, передавали японским фирмам современные технологии и новейшую оснастку. Так для Tayota подобная политика открыла "секреты" производства шарниров главных угловых скоростей, гипоидных передач, тонкостенных вкладышей подшипников, телескопических аммортизаторов и многого другого.

     Опыт эксплуатации модели BJ, американские технологии и анализ экспортных рынков, дал компании Toyota толчек для создания новой внедорожной модели. Она была отражением тенденции американской школы конструирования. Машина должна быть простой и дешевой в производстве, надежной и долговечной, доступной в ремонте и обслуживании малоквалифицированному персоналу. Модель окрестили Land Cruiser - "Сухопутный крейсер". Имя очевидно выбранное в пику английскому  Lend Rover - "Сухопутный странник", сохранилось на многие десятилетия, перейдя на многие топ-модели компании.

     Новая модель BJ 20 появилась в 1954 году. В основе ее лежала жесткая на кручение лонжеронная рама с зависимой рессорной подвеской обеих ведущих мостов. В отключаемом приводе на передние колеса были использованы синхронные карданные шарниры констукции Bendix. Модель имела очень долговечный 6-цилиндровый мотор с 7 опорным коленчатым валом ( 3878 куб.см, 125 л.с при 3800 об/мин). Двигатель был вдвое  мощнее агрегата установленного на М-38, и развивал крутящий момент вдвое больший чем заокеанский аналог.

     Инженеры Toyota выбрали более длинную колесную базу (2285 мм. против 2014 мм.). последнее обстоятельство было особенно важно, так как Willys MB u M-38 "славились повышенной склонностью к опрокидыванию. В тоже время надо отметить, что BJ20 стала тяжелее М-38 (1400 кг. против 1248 кг.), что несколько сказалось на проходимость.

     В 1960 году модель BJ20 заменили на 40 серию. Двигатель остался прежним, но при этом трансмиссия наконец-то получила пониженный ряд, была доработана подвеска, значительноулучшено качество сборки и отделки кузова.Дизайн практически не изменился. Автомобиль оказался столь удачным, что оставался таким с некоторыми изменениями вплоть до 1980 года.

     Toyota FJ40 имела хороший сбыт в странах Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Но с расширением географии экспорта возникла необходимость в дизельном двигателе и пятидверном кузове. В 1965 году появился на свет FJ45 с колесной базой 2700 мм. и рифлеными боковинами кузова. Она выглядела весьма утилитарной, имела невысокий спрос и уже в конце 1967 года  на выставке в Токио была представлена замена - модель FJ55. Для своего времени машина была красивой и комфортабельной - ее выпуск длился более 10 лет.

 

60 летний рейд "Крейсера" 

      Начало 90-х годов ужесточило конкуренцию внедорожных машин на международном рынке, особо активно вели себя законодатели этого направления американские автомобильные концерны. Требовались срочные меры по удовлетворению современных требований рынка.

     В сентябре 1980 года родилось новое семейство кузовов на шасси  с колесной базой 2730 мм. Одновременно шло усовершенствование узлов шасси. Так в 1978 году наряду с 15-дюймовыми колесами машины начали комплектовать и 16-дюймовыми. С 1980 года на машины начали устанавливать усилитель тормозов и гидроусилитель руля. В 1985 году вышла пятиступенчатая МКПП и трехступкнчатая АКПП. 

     Шли годы, но все модели Land Cruiser сохраняли зависимую рессорную подвеску колес, и только в 1986 году наступили перемены. С конвейера была снята FJ40 а на смену ей в январе 1985 года пришел Land Crauser 11 (модель 45). У нее была зависимая пружинная подвеска и блокируемый межосевой дифференциал и трансмиссии с постоянным приводом 4х4. Изменились и двигатели, модернизированная "шестерка" (4230 куб.см.) продолжала жить, но уже в в 1987 году начался выпуск нового V-образного шестицилиндрового матора (2958 куб.см.)

     Именно во второй половине 80-х годов Toyota впервые столкнулась с тем, что благодаря усилиям конкурентов ее традиционные рынки резко изменили взгляд на внедорожник, и виной тому в первую очередь стали американцы со своими Jeep Wagoner u Cherokee. Потребитель хотел иметь салон внедорожника не уступающий по комфорту салону классной легковой машины. Его стали заботить и такие внедорожные атрибуты, как постоянный привод на все колеса, блокируемый межосевой дифференциал, возможность на ходу включать пониженную передачу и независимая подвеска передних колес, одним словом пришло время менять техническую концепцию модели и за одно крепко подумать об энергооснащенности машин. 

     Для начала укомплектовали Land Cruiser60 четырьмя прямоугольными фарами, внедрили турбонаддув дизелей, но вдруг в 1989 году модель сняли с производства, а в октябре 1989 года с конвеера начал сходить Land Cruiser 80. Он был нужен, так как японские фирмы интенсивно работали на экспорт, внетренний рынок почти насытился. В 1970 году 80,7% продукции таких компаний как Toyota u Nissan, шла на экспорт.

     На новейших "Крейсерах" появились муфты свободного хода для выключения из работы полуосей. Машины оборудовались дисковыми тормозами всех колес, виско-муфтами в межосевом дифференциале и кнопочным включением понижающей передачи в трансмиссии. Пришли и сверхмощные моторы: 8 цилиндров, 4664 куб.см, 234 л.с, 32 клапана, два верхних распредвала. 

     И наконец последнии перемены: нет ни модели "70", ни модели "80", их место в 1997 - 1998 годах заняли малая модель J9-Prado, с трехдверным (Prado 90) и пятидверным (Prado 95) кузовами и колесной базой 2370 и 2675 мм.и более крупная (с колесной базой 2850 мм.) модель "100" Все модели оснащены независимой подвеской передних колес, реечным рулевым механизмом с гидроусилителем и четырехступенчатой АКПП. 

     Из поколения в поколение "Сухопутные крейсеры" , бережно храня основательность конструкции, не расстаются с лонжеронными рамами и двухступенчатыми раздаточными коробками. Разумеется, что параллельно с ними выпускались и выпускаются и другие модели фирмы , имеющие привод на все колеса, но они имеют другие торговые имена (Tercel, RAF 4, 4-Runner, Surf) и не портят чистоты жанра. Семь поколений внедорожников Land Cruiser, включая  и предтечу, модель BJ. были освоены производством за полвека - целая "эскадра". 

     В последние годы компания стремительно развивается, создавая новые автомобили более комфортабельные и надежные, используя современные технологии и технические решения, Land Cruiser прошел путь от утилитарного транспортного средства до роскошного внедорожника изощренной конструкции, создав одну из легенд автомобилестроения.

       И сегодня компания TOYOTA  уже 60 лет продолжает рейд  своего флагмана  "Сухопутного крейсера."

 Toyota FJ Cruiser - личный контакт.

     С автомобилями Toyota Land Cruiser мое знакомство началось еще в 1991 году. Это был легендарный автомобиль  FJ 40 серии, настоящий внедорожник, без страхов и упреков, образца 60-х годов. Такие машины больше не делают, о чем кое кто очень жалеет. Машина была не новой, праворульной и "уставшей", непонятно откуда взявшейся в нашей стране. Знакомство было коротким, поверхностным, испытать эту машину тогда не удалось, зато  впечатления были захватывающие.  Да и понятно, импортной техники в нашей стране в то время было не так много, а уж джипов, тем более. 

     Более близкое знакомство с "Круизерами" произошло через 4 года с приобретением Land Cruisera 80, который был заменен через год на популярный в то время Jeep Grand Cherokee. Потом было долгое знакомство с 100-серией, так как он был моим служебным автомобилем. Рассказывать о своих впечатлениях об этих машинах не буду, так как их все хороше знают, тем более что их в России значительно больше, чем в Японии.  Иногда даже кажется что Toyota это наш народный автомобиль.

     А вот о знакомстве с возрожденной легендой в облике FJ Cruisera, я с удавольствием расскажу. Volkswagen New Beetle,  Chrysler PT Cruiser, Ford Mustang, Mini - вот неполный перечень"новых старых" автомобилей , появившихся на свет за последние годы. Спрос на такие авто стал расти и производители с удовольствием начали удовлетворять потребности. Вот и "Toyota"  к 50 летнему юбилею своего культового внедорожника Land Cruiser, решила выпустить подобный автомобиль, однако не успела, и показала только концепт. Только через два года, на Детройдской автомобильной выставке состоялась премьера серийной модели под названием Toyota FJ Cruiser, в честь ее легендарного прородителя Land Cruisera FJ 40-й серии- самого знаменитого представителя семейства "Круизеров" 

     А произошло это совершенно случайно четыре года назад. В 90-х годах у меня был товарищ, сосед по дому, бывший военный в отставке, который по зову сердца и предков жены переехал на постоянное место жительства в Германию. Виделись мы с ним один раз в год когда он приезжал в Россию навестить своих многочисленных родственников.

     И вот четыре года назад, в начале мая, в пятницу он позвонил мне и сообщил , что он приехал в Россию и хочет со мной встретиться. Договорились о встрече на утро следующего дня. Утром он позвонил и сказал,что он приехал, я быстро оделся и вышел на улицу. Ослепленный ярким весенним солнцем,  пытаясь увидеть своего товарища, я не сразу заметил огромный внедорожник стоящий около дома на том месте где 20 лет назад стояли потрепанные Жигули моего соседа. Я невольно остановил свой взгляд на этом автомобиле, Toyota FJ Cruiser синего цвета ярко блестела на солнце, отражая в своем боку  меня и старую скамейку у нашего подъезда. Автомобиль в нашей стране достаточно редкий. В этот момент дверь машины открылась  и из нее "выкатился"  мой сосед-товарищ. Мы обнялись, поприветствовали друг друга и он предложил мне съездить к его родственникам, проживающих в 30 км от города,  по пути поговорить и отметить нашу встречу. Я сразу согласился, так как  "Пяточок" до понедельника был совершенно свободен. 

     Мы сели в машину и тронулись в путь. Мерно ведя беседу я внимательно рассматривал автомобиль. У нового "Круизера" интерьер довольно прост (правда у старого, его просто не было) но отнюдь не примитивен. Главной целью стоящей перед его создателями, видно было стопроцентное попадание в общую стилистику автомобиля, но не в ущерб удобству и практичности, С этой точки зрения дизайнеры справились на "отлично". Поэтому рабочее место водителя  нового "Круизера" спроектировано и оборудовано по последнему слову науки и техники. Первое впечатление, обзорность с водительского места оставляет желать лучшего, но это не совсем так. Виной подобного ощущения вертикальные передние стойки кузова и кажущееся низким лобовое стекло. На самом деле это тоже стилизация под старые модели, у которых действительно была проблема с обзорностью. На новом "Круизере" подобный эффект  достигается за счет высокой приборной панели, которая вертикально возвышается перед водителем, приподнимая линию остекления, но к этому быстро привыкаешь и забываешь об этой "проблеме" 

     Очень интересное решение с дверьми, вроде их как бы пять, четыре боковые и одна задняя, а на самом деле по бокам не четыре двери а по полторы с каждой стороны. Боковые двери состоят из двух половинок открывающихся навстречу друг другу, и задняя боковая не открывается пока не откроешь переднюю.  На самом деле это очень удобно и стильно. Отделочные материалы салона самые современные и добротные, обивка кресел из специального вадоотталкивающего материала от "космических" технологий. На новой модели жесткий мост остался только сзади, впереди подвеска независимая.Двигатель унаследован ит 4 Runner, единственный V-образный 6 цилиндровый четырех литровый мотор мощностью 239 л.с, сочетается с 6 скоростной МКПП или с 5 скоростной АКПП.  В раздатке предусмотрена пониженная передача и возможность отключения переднего моста. В мостах установлены самоблокирующие дифференциалы, с возможностью принудительной блокировки. Конструкция кузова мощная, рамная.С такой внедорожной компановкой его смело можно ставить в ряд с серьезными внедорожниками. 

     Наш путь проходил мимо старого заброшенного каръера, и мне нетерпелось попробовать машину в"деле" самому, о чем я сказал своему таварищу. Он съехал на обочину, и уступил мне место водителя. Каждый раз когда я сажусь за руль нового интересного автомобиля, испытываю неописуемые чувства. По звуку работающего двигателя, не подумаешь, что под капотом установлена V-образная шестерка. Система выхлопа настроена таким образом, что издает басовый раскатистый рокот, характерный для столь любимого амереканцами V8, в движении это ощущение усиливается.  Внедорожник уверенно набирает скорость с мягким наростанием ускорения, создается впечатление что управляешь более крупным, и более мощным автомобилем, чем на самом деле. Но по техническим данным автомобиль  ничем не отличается от таких как Prado  или 4 Runner. 

     Мы подъехали к повороту на каръер, я притормозил, и съехал с трассы на изрядно побитую заброшенную дорогу. Да, не легко удерживать машину на скорости если дорога напоминает стиральную доску. Пришлось включить передний мост, ситуация улучшилась, однако осталось ощущение "зажатых подвесок". Въезжаем в карьер, сразу даю газ и направляю машину  на песчанный холм. После первого прыжка через песчанный дюн, спрашиваю товарища: " А есть ли у нас в машине лопата?". Получив отрицательный ответ , нога автоматически сбрасывает газ, уж очень не хочется провести этот прекрасный день на этом заброшенном карьере вдали от трассы. Однако автомобиль уже врезается в бархан, его бросает в сторону и мы оказываемся в глубокой затвердевшей камазовской колее. Машина надежно села на "брюхо". "Ну вот приехали"- недовольно бурчит сосед, и мне становится неловко за свою идею. Выйдя из машины мы поняли что без посторонней помощи нам не обойтись. Вид моего товарища был крайне удрученный, да и понятно - называется  приехал в гости. Сев за руль он попытался вылезти из этой западни , но безуспешно. По его внешнему виду было видно, что он уже пожалел что заехал за мной. Что то неразборчивое бурча себе под нос (возможно на немецком) он направился к выходу из карьера.

     Мысленно я ругал себя за свою "дурацкую идею", но что делать факт есть факт. Конечно, я имел приличный опыт вождения внедорожника в подобных условиях и очень часто и с охотай это делал, но там был мой автомобиль. Но делать нечего, я был виновником этого "праздника", мне и править ситуацию. Внимательно осмотрев "объятие" автомобиля с матушкой землей, я решил попробовать, тем более что на машине стояла резина с достаточно крупным рисунком с незначительными но всеже боковыми зацепами. Пока мой товарищ выбравшись с карьера, всматривался вдаль в поике возможной помощи, я сел в машину и завел двигатель.  Осмотревшись, нашел принудительную блокировку мостов, включил пониженную передачу, заблокировав и межосевой дифференциал, включил скорость и прибавил газ. Автомобиль мощно рыкнув, медленно, но уверенно освободился из обьятий колеи, к моей великой радости, которую не увидел мой товарищ, так как в это время он двигался к автостраде.. 

     С чувством огромного облегчения от разрешенной проблемы, я помчался за ним, по пути несколько раз "случайно" зацепив несколько интересных барханчиков. Выскочив из карьера, я увидел вдали на дороге уныло бредущего моего товарища. Когда я догнал его, я не сразу понял выражение его лица, но когда понял, мне стало стыдно. Чтобы разрядить обстановку, я усиленно начал нахваливать автомобиль, сказав о нем большое количество хвалебных слов., при этом вполне заслуженно. Потихоньку атмосфера разрядилась, но я больше за руль не просился. 

     Автомобиль действительно необычный , стилизация под старину удалась на славу. Созданный образ балансирует на грани между прошлым и будующим, практически не пересекаясь с настоящим. Я получил истиное удовольствие, управляя им. Он поистине будоражит чувства, возбуждая желание опробовать его вновь и вновь. Этот автомобиль с мужским началом...

Новости

07 января 2011

Гигантомания

    Как замечательно, что в мире существует огромное разнообразие автомобилей всех форм и размеров. Кажд…

09 января 2011

Самые безопасные

    Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA)  США,  весь год разбивала автом…

13 января 2011

60 летний путь "Крейсера"

     Компания Toyota отмечает 60 летний Юбилей своего бренда "Land Cruiser". За истекшие 60 лет Land Cruiser прошел путь …

01 февраля 2011

Строим внедорожник

Уважаемые посетители нашего сайта!    Мы сообщаем Вам, что идя на встречу пожеланиям пришедшим на почту н…

13 марта 2011

Премьера нового Jeep Grand Cherokee SRT8

     Премьера нового Jeep Grand Cherokee SRT8  2011 модельного года ожидается весной.      Автомобили Jeep Grand…

15 марта 2011

"Тигр" В.Жириновского.

     С момента создания на ГАЗе многоцелевого военного внедорожника ГАЗ 2330 "Тигр", его популярность из …

22 марта 2011

Строим "Летающую тарелку"

     Уважаемые члены клуба и гости, идя на встречу Вашим пожеланиям мы приняли решение опубликовать ма…

09 апреля 2011

Cамый большой

     Самым большим современным легковым автомобилем является внедорожник  KNIGHT XV от канадской компа…

21 ноября 2011

Новинка от "Audi"

     В семействе автомобилей Audi A1 появилась пятидверная версия Sportback, созданный специально для молодой…

Создать бесплатный сайт с uCoz