Toyota "Land Cruiser"
Начало пути.
История создания модели "Land Cruiser" компания Toyota начала с выпуска первого автомобиля повышенной проходимости получившего название Toyota Jeep BJ в январе 1951 года. Серийное производство этого автомобиля было начато в 1953 году, а в 1954 году он получил свое имя "Land Cruiser"
А началось все летом 1950 года, начало корейской войны, американские оккупационные власти разместили на автомобильных заводах Японии крупные заказы на производство запчастей к армейским автомобилям, а также их сборку из поставленных комплектующих из США. До марта 1951 года японцами было поставлено 11920 машин для американской армии.
В то время. в Японии были чрезвычайно популярны небольшие простые внедорожные машины с чудным названием "джип", которые появились вместе с американскими военными. Джип (Jeep), стал символом внедорожника. Такие машины нужны были для оснащения созданных Национальных сил полицейского резерва Японии. Три крупнейшие фирмы - Toyota, Nissan u Mitsubishi - задумались над созданием легкого армейского внедорожника аналогичного модели М-38, известный у нас как Willys MB, выпускаемый в те годы компонией Willys Overland.
Активнее всех проявила себя Toyota, так как еще до войны занималась разработкой подобного автомобиля, но дальше опытных образцов дело не пошло. Взяв за основу М-38, специалисты фирмы оснастили машину уже освоенным мотором: 6 цилиндров, 3399 ку.см. 65 л.с. Выпуск этого двигателя производился с 1935 года для двухтонных грузовиков, а так же легковых моделей АА и АВ. Констукция шасси Toyota BJ аналогична М-38, хотя конструкцию кузова пришлось несколько изменить: перенести вправо руль, несколько удлиннить раму и капот. Дело в том, что японские "шестерки" были существенно длиннее четырехцилиндрового мотора Willys. Сдвинуть же мотор назад не представлялось возможным ибо и так четырем и без того было тесно.
Выдвинутый вперед мотор создал дополнительную нагрузку на передние колеса, и руль стал заметно тяжелей. В Toyote BJ были повторены инженерные решения М-38: гипоидные главные передачи, телескопические аммортизаторы и сблокированная с коробкой передач раздатка.Специфика компановки обоих машин заключалась в том, что их карданные валы были смещены вправо, следствие чего и полуоси оказывались разной длины.
Автомобиль получился довольно удачным, а многие его запчасти подходили к американским М-38. Военные начали размещать периодические заказы на его производство для своих нужд, Дела компании Tayota начали значительно поправляться.
В аналагичном положении оказались и другие японские автомобильные компании. что дало повод американцам утверждать: "Если бы не война в Корее, не было бы и японской автомобильной промышленности". Это отнюдь не голословное заключение. Дело в том, что в первое десятилетие после войны в Японии работала "Базовая промышленная группа пятого эшелона" (БПГ-5). Она занималась восстановлением военной техники оккупационных частей. Через эту группу вооруженные силы США, передавали японским фирмам современные технологии и новейшую оснастку. Так для Tayota подобная политика открыла "секреты" производства шарниров главных угловых скоростей, гипоидных передач, тонкостенных вкладышей подшипников, телескопических аммортизаторов и многого другого.
Опыт эксплуатации модели BJ, американские технологии и анализ экспортных рынков, дал компании Toyota толчек для создания новой внедорожной модели. Она была отражением тенденции американской школы конструирования. Машина должна быть простой и дешевой в производстве, надежной и долговечной, доступной в ремонте и обслуживании малоквалифицированному персоналу. Модель окрестили Land Cruiser - "Сухопутный крейсер". Имя очевидно выбранное в пику английскому Lend Rover - "Сухопутный странник", сохранилось на многие десятилетия, перейдя на многие топ-модели компании.
Новая модель BJ 20 появилась в 1954 году. В основе ее лежала жесткая на кручение лонжеронная рама с зависимой рессорной подвеской обеих ведущих мостов. В отключаемом приводе на передние колеса были использованы синхронные карданные шарниры констукции Bendix. Модель имела очень долговечный 6-цилиндровый мотор с 7 опорным коленчатым валом ( 3878 куб.см, 125 л.с при 3800 об/мин). Двигатель был вдвое мощнее агрегата установленного на М-38, и развивал крутящий момент вдвое больший чем заокеанский аналог.
Инженеры Toyota выбрали более длинную колесную базу (2285 мм. против 2014 мм.). последнее обстоятельство было особенно важно, так как Willys MB u M-38 "славились повышенной склонностью к опрокидыванию. В тоже время надо отметить, что BJ20 стала тяжелее М-38 (1400 кг. против 1248 кг.), что несколько сказалось на проходимость.
В 1960 году модель BJ20 заменили на 40 серию. Двигатель остался прежним, но при этом трансмиссия наконец-то получила пониженный ряд, была доработана подвеска, значительноулучшено качество сборки и отделки кузова.Дизайн практически не изменился. Автомобиль оказался столь удачным, что оставался таким с некоторыми изменениями вплоть до 1980 года.
Toyota FJ40 имела хороший сбыт в странах Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Но с расширением географии экспорта возникла необходимость в дизельном двигателе и пятидверном кузове. В 1965 году появился на свет FJ45 с колесной базой 2700 мм. и рифлеными боковинами кузова. Она выглядела весьма утилитарной, имела невысокий спрос и уже в конце 1967 года на выставке в Токио была представлена замена - модель FJ55. Для своего времени машина была красивой и комфортабельной - ее выпуск длился более 10 лет.
60 летний рейд "Крейсера"
Начало 90-х годов ужесточило конкуренцию внедорожных машин на международном рынке, особо активно вели себя законодатели этого направления американские автомобильные концерны. Требовались срочные меры по удовлетворению современных требований рынка.
В сентябре 1980 года родилось новое семейство кузовов на шасси с колесной базой 2730 мм. Одновременно шло усовершенствование узлов шасси. Так в 1978 году наряду с 15-дюймовыми колесами машины начали комплектовать и 16-дюймовыми. С 1980 года на машины начали устанавливать усилитель тормозов и гидроусилитель руля. В 1985 году вышла пятиступенчатая МКПП и трехступкнчатая АКПП.
Шли годы, но все модели Land Cruiser сохраняли зависимую рессорную подвеску колес, и только в 1986 году наступили перемены. С конвейера была снята FJ40 а на смену ей в январе 1985 года пришел Land Crauser 11 (модель 45). У нее была зависимая пружинная подвеска и блокируемый межосевой дифференциал и трансмиссии с постоянным приводом 4х4. Изменились и двигатели, модернизированная "шестерка" (4230 куб.см.) продолжала жить, но уже в в 1987 году начался выпуск нового V-образного шестицилиндрового матора (2958 куб.см.)
Именно во второй половине 80-х годов Toyota впервые столкнулась с тем, что благодаря усилиям конкурентов ее традиционные рынки резко изменили взгляд на внедорожник, и виной тому в первую очередь стали американцы со своими Jeep Wagoner u Cherokee. Потребитель хотел иметь салон внедорожника не уступающий по комфорту салону классной легковой машины. Его стали заботить и такие внедорожные атрибуты, как постоянный привод на все колеса, блокируемый межосевой дифференциал, возможность на ходу включать пониженную передачу и независимая подвеска передних колес, одним словом пришло время менять техническую концепцию модели и за одно крепко подумать об энергооснащенности машин.
Для начала укомплектовали Land Cruiser60 четырьмя прямоугольными фарами, внедрили турбонаддув дизелей, но вдруг в 1989 году модель сняли с производства, а в октябре 1989 года с конвеера начал сходить Land Cruiser 80. Он был нужен, так как японские фирмы интенсивно работали на экспорт, внетренний рынок почти насытился. В 1970 году 80,7% продукции таких компаний как Toyota u Nissan, шла на экспорт.
На новейших "Крейсерах" появились муфты свободного хода для выключения из работы полуосей. Машины оборудовались дисковыми тормозами всех колес, виско-муфтами в межосевом дифференциале и кнопочным включением понижающей передачи в трансмиссии. Пришли и сверхмощные моторы: 8 цилиндров, 4664 куб.см, 234 л.с, 32 клапана, два верхних распредвала.
И наконец последнии перемены: нет ни модели "70", ни модели "80", их место в 1997 - 1998 годах заняли малая модель J9-Prado, с трехдверным (Prado 90) и пятидверным (Prado 95) кузовами и колесной базой 2370 и 2675 мм.и более крупная (с колесной базой 2850 мм.) модель "100" Все модели оснащены независимой подвеской передних колес, реечным рулевым механизмом с гидроусилителем и четырехступенчатой АКПП.
Из поколения в поколение "Сухопутные крейсеры" , бережно храня основательность конструкции, не расстаются с лонжеронными рамами и двухступенчатыми раздаточными коробками. Разумеется, что параллельно с ними выпускались и выпускаются и другие модели фирмы , имеющие привод на все колеса, но они имеют другие торговые имена (Tercel, RAF 4, 4-Runner, Surf) и не портят чистоты жанра. Семь поколений внедорожников Land Cruiser, включая и предтечу, модель BJ. были освоены производством за полвека - целая "эскадра".
В последние годы компания стремительно развивается, создавая новые автомобили более комфортабельные и надежные, используя современные технологии и технические решения, Land Cruiser прошел путь от утилитарного транспортного средства до роскошного внедорожника изощренной конструкции, создав одну из легенд автомобилестроения.
И сегодня компания TOYOTA уже 60 лет продолжает рейд своего флагмана "Сухопутного крейсера."
Toyota FJ Cruiser - личный контакт.
С автомобилями Toyota Land Cruiser мое знакомство началось еще в 1991 году. Это был легендарный автомобиль FJ 40 серии, настоящий внедорожник, без страхов и упреков, образца 60-х годов. Такие машины больше не делают, о чем кое кто очень жалеет. Машина была не новой, праворульной и "уставшей", непонятно откуда взявшейся в нашей стране. Знакомство было коротким, поверхностным, испытать эту машину тогда не удалось, зато впечатления были захватывающие. Да и понятно, импортной техники в нашей стране в то время было не так много, а уж джипов, тем более.
Более близкое знакомство с "Круизерами" произошло через 4 года с приобретением Land Cruisera 80, который был заменен через год на популярный в то время Jeep Grand Cherokee. Потом было долгое знакомство с 100-серией, так как он был моим служебным автомобилем. Рассказывать о своих впечатлениях об этих машинах не буду, так как их все хороше знают, тем более что их в России значительно больше, чем в Японии. Иногда даже кажется что Toyota это наш народный автомобиль.
А вот о знакомстве с возрожденной легендой в облике FJ Cruisera, я с удавольствием расскажу. Volkswagen New Beetle, Chrysler PT Cruiser, Ford Mustang, Mini - вот неполный перечень"новых старых" автомобилей , появившихся на свет за последние годы. Спрос на такие авто стал расти и производители с удовольствием начали удовлетворять потребности. Вот и "Toyota" к 50 летнему юбилею своего культового внедорожника Land Cruiser, решила выпустить подобный автомобиль, однако не успела, и показала только концепт. Только через два года, на Детройдской автомобильной выставке состоялась премьера серийной модели под названием Toyota FJ Cruiser, в честь ее легендарного прородителя Land Cruisera FJ 40-й серии- самого знаменитого представителя семейства "Круизеров"
А произошло это совершенно случайно четыре года назад. В 90-х годах у меня был товарищ, сосед по дому, бывший военный в отставке, который по зову сердца и предков жены переехал на постоянное место жительства в Германию. Виделись мы с ним один раз в год когда он приезжал в Россию навестить своих многочисленных родственников.
И вот четыре года назад, в начале мая, в пятницу он позвонил мне и сообщил , что он приехал в Россию и хочет со мной встретиться. Договорились о встрече на утро следующего дня. Утром он позвонил и сказал,что он приехал, я быстро оделся и вышел на улицу. Ослепленный ярким весенним солнцем, пытаясь увидеть своего товарища, я не сразу заметил огромный внедорожник стоящий около дома на том месте где 20 лет назад стояли потрепанные Жигули моего соседа. Я невольно остановил свой взгляд на этом автомобиле, Toyota FJ Cruiser синего цвета ярко блестела на солнце, отражая в своем боку меня и старую скамейку у нашего подъезда. Автомобиль в нашей стране достаточно редкий. В этот момент дверь машины открылась и из нее "выкатился" мой сосед-товарищ. Мы обнялись, поприветствовали друг друга и он предложил мне съездить к его родственникам, проживающих в 30 км от города, по пути поговорить и отметить нашу встречу. Я сразу согласился, так как "Пяточок" до понедельника был совершенно свободен.
Мы сели в машину и тронулись в путь. Мерно ведя беседу я внимательно рассматривал автомобиль. У нового "Круизера" интерьер довольно прост (правда у старого, его просто не было) но отнюдь не примитивен. Главной целью стоящей перед его создателями, видно было стопроцентное попадание в общую стилистику автомобиля, но не в ущерб удобству и практичности, С этой точки зрения дизайнеры справились на "отлично". Поэтому рабочее место водителя нового "Круизера" спроектировано и оборудовано по последнему слову науки и техники. Первое впечатление, обзорность с водительского места оставляет желать лучшего, но это не совсем так. Виной подобного ощущения вертикальные передние стойки кузова и кажущееся низким лобовое стекло. На самом деле это тоже стилизация под старые модели, у которых действительно была проблема с обзорностью. На новом "Круизере" подобный эффект достигается за счет высокой приборной панели, которая вертикально возвышается перед водителем, приподнимая линию остекления, но к этому быстро привыкаешь и забываешь об этой "проблеме"
Очень интересное решение с дверьми, вроде их как бы пять, четыре боковые и одна задняя, а на самом деле по бокам не четыре двери а по полторы с каждой стороны. Боковые двери состоят из двух половинок открывающихся навстречу друг другу, и задняя боковая не открывается пока не откроешь переднюю. На самом деле это очень удобно и стильно. Отделочные материалы салона самые современные и добротные, обивка кресел из специального вадоотталкивающего материала от "космических" технологий. На новой модели жесткий мост остался только сзади, впереди подвеска независимая.Двигатель унаследован ит 4 Runner, единственный V-образный 6 цилиндровый четырех литровый мотор мощностью 239 л.с, сочетается с 6 скоростной МКПП или с 5 скоростной АКПП. В раздатке предусмотрена пониженная передача и возможность отключения переднего моста. В мостах установлены самоблокирующие дифференциалы, с возможностью принудительной блокировки. Конструкция кузова мощная, рамная.С такой внедорожной компановкой его смело можно ставить в ряд с серьезными внедорожниками.
Наш путь проходил мимо старого заброшенного каръера, и мне нетерпелось попробовать машину в"деле" самому, о чем я сказал своему таварищу. Он съехал на обочину, и уступил мне место водителя. Каждый раз когда я сажусь за руль нового интересного автомобиля, испытываю неописуемые чувства. По звуку работающего двигателя, не подумаешь, что под капотом установлена V-образная шестерка. Система выхлопа настроена таким образом, что издает басовый раскатистый рокот, характерный для столь любимого амереканцами V8, в движении это ощущение усиливается. Внедорожник уверенно набирает скорость с мягким наростанием ускорения, создается впечатление что управляешь более крупным, и более мощным автомобилем, чем на самом деле. Но по техническим данным автомобиль ничем не отличается от таких как Prado или 4 Runner.
Мы подъехали к повороту на каръер, я притормозил, и съехал с трассы на изрядно побитую заброшенную дорогу. Да, не легко удерживать машину на скорости если дорога напоминает стиральную доску. Пришлось включить передний мост, ситуация улучшилась, однако осталось ощущение "зажатых подвесок". Въезжаем в карьер, сразу даю газ и направляю машину на песчанный холм. После первого прыжка через песчанный дюн, спрашиваю товарища: " А есть ли у нас в машине лопата?". Получив отрицательный ответ , нога автоматически сбрасывает газ, уж очень не хочется провести этот прекрасный день на этом заброшенном карьере вдали от трассы. Однако автомобиль уже врезается в бархан, его бросает в сторону и мы оказываемся в глубокой затвердевшей камазовской колее. Машина надежно села на "брюхо". "Ну вот приехали"- недовольно бурчит сосед, и мне становится неловко за свою идею. Выйдя из машины мы поняли что без посторонней помощи нам не обойтись. Вид моего товарища был крайне удрученный, да и понятно - называется приехал в гости. Сев за руль он попытался вылезти из этой западни , но безуспешно. По его внешнему виду было видно, что он уже пожалел что заехал за мной. Что то неразборчивое бурча себе под нос (возможно на немецком) он направился к выходу из карьера.
Мысленно я ругал себя за свою "дурацкую идею", но что делать факт есть факт. Конечно, я имел приличный опыт вождения внедорожника в подобных условиях и очень часто и с охотай это делал, но там был мой автомобиль. Но делать нечего, я был виновником этого "праздника", мне и править ситуацию. Внимательно осмотрев "объятие" автомобиля с матушкой землей, я решил попробовать, тем более что на машине стояла резина с достаточно крупным рисунком с незначительными но всеже боковыми зацепами. Пока мой товарищ выбравшись с карьера, всматривался вдаль в поике возможной помощи, я сел в машину и завел двигатель. Осмотревшись, нашел принудительную блокировку мостов, включил пониженную передачу, заблокировав и межосевой дифференциал, включил скорость и прибавил газ. Автомобиль мощно рыкнув, медленно, но уверенно освободился из обьятий колеи, к моей великой радости, которую не увидел мой товарищ, так как в это время он двигался к автостраде..
С чувством огромного облегчения от разрешенной проблемы, я помчался за ним, по пути несколько раз "случайно" зацепив несколько интересных барханчиков. Выскочив из карьера, я увидел вдали на дороге уныло бредущего моего товарища. Когда я догнал его, я не сразу понял выражение его лица, но когда понял, мне стало стыдно. Чтобы разрядить обстановку, я усиленно начал нахваливать автомобиль, сказав о нем большое количество хвалебных слов., при этом вполне заслуженно. Потихоньку атмосфера разрядилась, но я больше за руль не просился.
Автомобиль действительно необычный , стилизация под старину удалась на славу. Созданный образ балансирует на грани между прошлым и будующим, практически не пересекаясь с настоящим. Я получил истиное удовольствие, управляя им. Он поистине будоражит чувства, возбуждая желание опробовать его вновь и вновь. Этот автомобиль с мужским началом...